Вы руководитель недавно зарегистрированного офисного предприятия, где менее 50 штатных сотрудников? Тогда этот материал для вас.
Вопросы охраны труда на небольших предприятиях обычно стоят особенно остро. Отдела по охране труда нет, а штатного специалиста нанимать часто нецелесообразно. И офисные компании здесь не исключения - на них распространяются практически все те же правила, что и на производственные организации. Как соблюсти все нормы и быть готовым к проверкам? Как избежать несчастных случаев, штрафов или даже временного приостановления деятельности предприятия? Эти вопросы особенно актуальны для новых компаний. Ведь на плечи руководителя ложится множество административных и организационных вопросов, а еще нужно заниматься охраной труда. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно провести весь комплекс обязательных мероприятий по охране труда. Каких именно? Рассказываем по порядку.
План мероприятий по охране труда
В первую очередь, необходимо составить план мероприятий. Это обязательный внутренний документ, который утверждает руководитель организации. Руководитель может поставить свою подпись только после того, как убедится, что каждое мероприятие целесообразно. План утверждается на 12 месяцев, а его отсутствие влечет за собой административную ответственность по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ответственность за отсутствие плана
штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.
или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
За нецелевое использование средств на улучшение условий труда работодателя могут оштрафовать по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ответственность за нецелевое использование средств
Не забудьте распечатать и изучить государственные правовые нормы и законы по охране труда, а также разработать, утвердить приказом и распечатать локальные нормативные акты по охране труда.
Заказать и провести специальную оценку условий труда (СОУТ)
СОУТ представляет собой комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных производственных факторов и оценку степени их влияния на работника. Проводит СОУТ специальная уполномоченная организация, которая по приглашению работодателя проводит анализ условий труда на рабочих местах и определяет их класс: оптимальные, допустимые, вредные или опасные. Это влияет на размер ставки по взносам в Пенсионный фонд и на последующие предупредительные мероприятия по охране труда. Ответственность работодателя за нарушения в области специальной оценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Ответственность за отсутствие специальной оценки условий труда:
для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит в зависимости от тяжести нарушения от 5000 до 10 000 р.
для юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.
Однако указанные штрафы взимаются только при первом нарушении.
Если нарушение будет выявлено повторно, то предприятию грозит штраф практически в 2 раза больше. Кроме того, возможно приостановление деятельности организации.
Купить аптечку и приказом назначить ответственного за охрану труда
В аптечку, согласно требованиям Минздравсоцразвития РФ (Приказ №169н от 05.03.2011) обязательно должны входить:
В аптечку, согласно требованиям Минздравсоцразвития РФ (Приказ №169н от 05.03.2011) обязательно должны входить: Все средства должны быть аккуратно уложены в пластиковый, плотно закрывающийся футляр или текстильную сумку. Также важно доукомплектовать стандартное содержимое аптечки с учетом специфики деятельности предприятия. Например, противоожоговыми средствами, если работа предприятия связана с риском получить ожоги.
Запланировать и провести обучающие мероприятия
При приеме на работу нового сотрудника необходимо провести инструктаж и обучение. А также разработать график повторных инструктажей и обучающих мероприятий.
Организовать проведение медосмотров
Для этого нужно сначала подготовить необходимую документацию: список работников, подлежащих прохождению медицинского осмотра и образец направления работников на медосмотр. Затем отправляем данные в региональное отделение Роспотребнадзора и переходим к поиску медицинского учреждения.
Выдать сотрудникам средства индивидуальной защиты
Даже если на предприятии нет производства или склада, но есть, например, уборщица в штате, ей необходимо предоставить такие средства согласно официального перечня средств защиты для уборщика служебных помещений.
Провести мероприятия по модернизации инфраструктуры предприятия для обеспечения безопасности труда
В частности, обеспечить оптимальный уровень освещения офиса, установить оборудование с питьевой водой для сотрудников, установить и обслуживать системы вентиляции. Важно отметить, что работы по организации ОТ на предприятии должны быть проведены в течение 6 месяцев с момента регистрации юридического лица.
Пример из практики
Индивидуальный предприниматель в штат трудоустроил 26 сотрудников. Фирма небольшая, поэтому собственник выполняет функции руководителя, кадрового специалиста, бухгалтера, менеджера по развитию, маркетолога, менеджера по продажам, является заемщиком по кредиту и еще должен заниматься вопросами организации ОТ. Поэтому встает вполне логичный вопрос: как эффективно организовать охрану труда?
Вариант 1: заниматься всеми вопросами по охране труда самостоятельно
А таких вопросов, как мы выяснили выше, достаточно много, поэтому у руководителя совершенно не остается на них времени. Но и откладывать нельзя, чтобы не столкнуться с проверками и штрафами. Кроме того, для грамотной реализации всех мероприятий в установленные законом сроки, необходимо обладать специальными знаниями и навыками в области охраны труда.
Вариант 2: ввести специалиста по охране труда в штат
Этот вариант удобен тем, что снимет все вопросы по ОТ с руководителя, освободив время на другой функционал, но это довольно затратно. Кроме того, зарплату специалисту нужно платить каждый месяц, независимо от объема работы и делать отчисления в пенсионный фонд, что дорого и экономически нецелесообразно.
Вариант 3: заключить договор с внештатным специалистом
Этот вариант более выгоден, чем предыдущий. Однако квалификацию такого специалиста нужно отдельно тщательно проверять. А также, он может подвести в ответственный момент, например, уедет из города в период, когда будет необходим на предприятии.
Вариант 4: передать охрану труда на аутсорсинг специализированной организации
В этом случае руководитель обращается не просто к специалисту, а к команде профессионалов, обладающих профильными знаниями и необходимыми навыками. Кроме того, в таком случае предприниматель оплачивает только фактически выполненные работы, избегая дополнительных социальных взносов и налоговых отчислений.
Комментарий Алексея Аушева,
- По своему опыту скажу, что не все руководители откладывают охрану труда в долгий ящик. Много тех, которые занимаются ею сразу. Много предпринимателей, которые самостоятельно пытаются проводить мероприятия по охране труда, но не знают, что необходимо в первую очередь, а что можно отложить. Такие руководители часто обращаются к нам за консультацией. А есть и такие руководители, которые знают о важности предупредительных мероприятий, но приоритет в работе отдают другим направлениям. Естественно, эта ситуация может быть только временной, поскольку безопасностью труда рано или поздно придётся заниматься. Конечно, есть и такие предприниматели, которые вообще ничего не слышали про охрану труда. И здесь источником полезных сведений являются образовательные семинары, где мы в доступной форме рассказываем о базовых вещах. Мы бесплатно разработаем план первоочередных мероприятий