Как назначить ответственного по охране труда
27.09.2020 г
1
Когда назначается ответственный по охране труда?
Любой бизнес начинается с обеспечения безопасности труда. По крайней мере, так считает Минтруд. На конкретном предприятии организация этих мероприятий зависит от рода деятельности и числа сотрудников.
Когда компания только создается и работников мало, обычно обязанности по обеспечению безопасных условий труда выполняет руководитель. Он разрабатывает инструкции, ведет нормативную документацию, принимает необходимые меры и так далее. Если есть возможность – на решение этих задач назначается отдельный специалист. Когда в штате до 50 сотрудников, решение о назначении ответственного по ОТ работодатель принимает самостоятельно. Вопрос в деньгах: справится ли начальник сам или он может позволить себе помощника.
Когда штат превышает 50 человек, уже становится обязанностью введение должности специалиста по охране труда или создание службы охраны труда.
2
Возможна ли передача на аутсорс?
Да, но только в компаниях со штатом до 50 человек. Заключенный договор со сторонним специалистом по охране труда избавляет от необходимости заниматься этими вопросами самостоятельно или дополнительно обучать работника в специализированных центрах.
3
В чем отличие ответственного за ОТ и специалиста по ОТ?
В ст. 209 ТК РФ (Основные понятия) прямо не прописывается, кого надо считать ответственным за ОТ, а кого специалистом по ОТ. Поэтому здесь будем исходить из принципов логики и сложившейся практики.
Если предприятие крупное и внутри него сформирована целая служба по охране труда, то специалистов по ОТ может быть несколько. Чем больше объем текущих задач обеспечения безопасности, тем больше сотрудников в этом структурном подразделении.
Если специалистов может быть много, то ответственных за ОТ всегда меньше. В зависимости от размеров предприятия и пожеланий руководителя это может быть:
1. сам глава компании и руководители подразделений;
2. сотрудник, которому дополнительно к должностным обязанностям вменяется охрана труда;
3. привлеченный по договору специалист или специализированная компания;
4. глава службы по охране труда.
Из-за важности вопроса производственной безопасности ответственным всегда будет конкретный человек. В сфере безопасности вообще очень много того, где нужно отвечать персонально. Иначе система перестанет работать совсем.
4
Что должен знать и уметь специалист по ОТ?
Предполагается, что это должно быть описано в должностной инструкции о его назначении. Однако составляется этот документ в свободной форме, поэтому лучше уточнить и развернуть.
Главное – он должен знать требования охраны труда, актуальные для конкретного предприятия, и уметь обеспечивать их соблюдение. Самые базовые процедуры, которые необходимо совершать специалисту по ОТ независимо от специфики предприятия:
- оценка профессиональных рисков;
- обучение и инструктажи сотрудников;
- организация специальной оценки условий труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и профилактики заболеваний;
- организация производственного контроля;
- организация медосмотров.
5
А что по части нормативной базы?
Для специалиста по охране труда установлен минимум требований к его компетенции, и он закреплен в профессиональном стандарте “Специалист в области охраны труда”, утвержденном Приказом Минтруда РФ №524н от 4 августа 2014 года.
Наличие этого массива знаний – обязательный момент. Если специалист по ОТ получил профильное высшее образование по направлению “Техносферная безопасность”, то они у него априори есть. В остальных случаях надо проходить профпереподготовку.
6
Назначаем на должность ответственного за ОТ. Основные документы
В первую очередь, нужен приказ о назначении ответственного за охрану труда. Он пишется в произвольной форме. В нем нужно указать ФИО и должность назначаемого человека, а также дату принятия новых обязанностей. Некоторые руководители сюда же включают обязанности ответственного за ОТ, но их лучше изложить в отдельной должностной инструкции.
Назначаемый ответственным работник знакомится с приказом и ставит свою подпись. Если этого документа не будет, то работодатель рискует получить штраф согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Для руководителя (в том числе, ИП) он составляет до 5000 рублей, для организации – до 80 000 рублей.